пятница, 5 августа 2011 г.

...как сказал Могилевский Р. В...

Мы умеем жить в черной дыре

На групповой терапии одна замечательная участница представила свой внутренний мир как комнату, наполненную неушедшими тенями ушедших людей. А в середине - черная дыра, пространство без опор и ориентиров, пугающее хозяйку комнаты-мира тем, что засасывает. И запрос был - чем заполнить эту пугающую дыру?

И я подумал - для чего заполнять эту дыру? Чтобы больше места было теням ушедших людей? Да, можно строить свой мир из чужих следов. Он будет эклектичен и трудно понимаем, но зато нет недостатка в строительном материале. А ведь свой внутренний мир (это была такая тема семинара - "Мой внутренний мир") действительно приходится строить, ведь "из ничего ничего не образуется"! Но если не из следов и теней, которыми щедро готова одарить нас культура, тогда из чего? А заодно - для чего нужна культура? Непонятно…

- А как устроен сегодня мой внутренний мир? - попытался представить я. И ужаснулся, потому что в моей комнате черная дыра занимала почти все пространство, какие-то ничего не значащие тени жались по краям, а клубящееся в центре ничто легко слизывало их со стен, не оставляя следа! Да и сами стены и остатки пола были как-то зыбки и призрачны. И очень ненадежны. На мгновение леденящий ужас остановил мои мысли, но тут же острое понимание того, что мне очень нравится жить замесило очередной парадокс с ужасом Ничто с одной стороны и наслаждением жизнью внутри этого самого Ничто - с другой. И вслед пришло упоительное осознание моего нежелания ютиться на этих остатках замызганных пола и стен. И осознание, что я всю жизнь живу именно в этом самом Ничто и все время, ежесекундно, создаю новые полы и стены, новые смыслы и ориентиры, создаю сам, создаю из этого Ничто. И я осознал, что совершенно не дорожу старыми полами и стенами, смыслами и ориентирами, созданными мгновение назад, что они мне только мешают, потому что самое сладкое, что есть в моей жизни, это создание нового из ничего! Что по-настоящему жить удается только в этом ничто, где только что созданное мной сразу начинает растворяться и терять смысл, и исчезает, освобождая место для нового смысла и нового открытия. Как только мне нужен новый ориентир, я создаю его из ничего. Как только я создал новый смысл, он теряет для меня смысл, и я готов его отбросить и искать следующий. Как безумная белка из "Ледникового периода", счастливая, падая в бездну в лавине орехов, отталкивается от каждого нового ореха в любом нужном ей направлении так и для меня в Ничто всегда находится смысл для настоящего мгновения и я счастлив, выхватывая каждый раз новые зерна из холодных завихрений хаоса.

Но почему же до этого мгновения темное засасывающее Ничто так пугало меня? Потому что меня так научили. Есть учеба и Учеба, есть учителя и Учителя, есть культура и Культура. Учителя могут Учить делать открытия и открывать смыслы, но учителя также могут и учить не тратить силы на такие открытия, а только правильно пользоваться открытиями других. Одна Культура может быть школой поиска и источником вдохновения, другая культура - просто склад готового китайского ширпотреба, дешевого и одинакового, как мода ПТУшниц. В первой Культуре живут и её создают, вторую - только потребляют. И нужно не упустить момент, когда культурой второго типа нужно перестать пользоваться, когда из читателя чукче пора стать писателем. Когда пора с зыбкого, созданного кем-то другим, пола ступить в пропасть Ничто. И полететь самому, создавая вокруг себя свой тающий и возрождающийся мир. Перестать быть употребителем и стать Создателем.

По образу и подобию…
И будет нам щастье!

Я психотерапевт-мужчина. Несчастные женщины – моя специальность.


9 из 10 несчастных женщин – несчастны из-за неудачного брака. Из 10 неудачных замужеств 9 – из-за неправильного выбора мужа. Т.е. несостоятельность будущей семьи была видна заранее. Вышла бы Анна за добродушного гедонистического папика попроще – померла бы своей смертью, погуливала бы без трагедий, состарилась бы в мелких скандалах. А изысканный, рафинированный, болезненно благородный Каренин оказался для нее невыносимым живым укором после и непонятым и потому неинтересным – до адьюльтера…

А Женя и Надя из «Иронии судьбы»? Разве смогли бы они жить счастливо? Ведь Женя – вечный сынок, и нет никаких перспектив, что это изменится. А Надя – совсем не жена-мать. Она сама мамина дочка и готовить не умеет. Ей с Ипполитом конечно комфортнее… Бы… Но скучно! Такой качественный ежедневный комплексный обед. А Женя – как банкет с цветами и танцами. Но банкеты хороши, когда редки, и на банкетах не строят отношений. В общем – и Ипполит плох, и Женя нехорош. А надо бы Наде искать мужа взрослого, но живого. Тем более что после этого фильма на Наде Брыльской женился бы любой нормальный советский мужчина. А Жене очень подходила его категоричная императивная Галя, достойно сменившая (бы) его старую изможденную маму. Ведь почему-то не вышла замуж за этого очаровашку его школьная любовь Ирка, к которой должен был улететь Ширвиндт. Да и Ипполиту нужна бы тихая восхищенная миловидная мышь, смиренно переносящая его раздражение и восхищающаяся его высокомерием. В общем – все ошиблись, все неправильно влюбились. Давайте попробуем поучиться на чужих ошибках и разобраться почему!?!?!?!!?!

Почему?

Почему три взрослых умных человека безнадежно неправильно выбирали себе СПУТНИКА ЖИЗНИ?

Мне кажется потому, что ни один из них не понимал, для чего ему нужна семья. Брак. Надя таким способом собиралась избавиться от одиночества и подтянуть свой социальный статус. Женя – сделать приятное маме, да и надоело шляться по неприхотливым простушкам да влюбленным молоденьким хирургическим медсестрам. Ипполит – тот вообще от страха. Он, кажется, больше всех боялся брака, потому и дергался, как трус перед дракой. Да и по служебному статусу, вероятно, ему было положено жениться, карьера тормозилась! Причины все конечно понятные и важные, но земные. А браки, как мы все давно знаем, заключаются на небесах. Что же это за небесный механизм заключения брака? Бывают ли не невротические механизмы создания семьи? Я представляю себе только один.

Тревога может возникать только по двум механизмам – когда непонятна ситуация и когда значительно нереализован потенциал. Жениться и выходить замуж нас толкает второй механизм. Человек может охранять и окучивать какую-то территорию. Если он крестьянин, то это земельный надел и если человек неленив – он стремится охранять и окучивать максимально посильный надел. Но и если он не крестьянин, его жизненный потенциал, его способности и энергетика требуют приращения «надела», пока достает сил. Когда человек мал и слаб мала и слаба эта потребность. Когда человек взрослеет и мужает, он (или она) начинает ощущать потребность в увеличении возделываемой территории в сфере отношений, потребность о ком-то заботиться, получать новые урожаи (продолжение рода), осваивать новые территории (свой дом) и создание семьи становится естественным решением этой проблемы. То есть семья создается, чтобы в нее отдавать. Все остальные механизмы инфантильны, потому что включаются, чтобы брать. Вот и три наших героя из «Иронии судьбы» собирались в брак, чтобы в первую очередь брать, хотя были искренне убеждены (заметьте, этот глагол всегда в страдательном наклонении), что хотят отдавать.

Ведь же пониманию этих проблем обязательно должны быть обучены мужчины и женщины, вступающие в брак. Но где же их этому научить? Я представил себе курсы при ЗАГСе, представил себе состояние невесты, которая уже заказала белое платье и на курсах обнаруживает, что она «неправильно» выбрала жениха! И не смог себе представить, что у нее хватит сил прервать процесс… Трагическая картина!..


О лысой фортуне, неиспользованных шансах, сливках и демоверсиях

Не всякий шанс должен быть использован по прямому назначению.

На старых гравюрах фортуну рисовали как женщину с развевающимися волосами, летящую вслед за колесом вперед этими волосами. А задняя половина головы выбрита. Поэтому, когда фортуна уже пролетела мимо, её не за что ухватить.

Мы боимся упустить шанс. Чего бы он не касался. Мы со стремительностью и неразборчивостью сороки хватаем то, что плохо лежит.

Мы хватаемся за каждое новое интересное дело, забывая о недоделанных старых. Мы влюбляемся во все, что на нас благосклонно посмотрит, или пренебрежет, или зацепит какую-то третью струнку души. Мы кидаемся слизывать сливки с каждого нового глечика, оставляя скисать снятое молоко. В наших душах трепещет ужас перед неиспользованными шансами. Он заставляет нас иногда делать глупости. Иногда совершать подлости.

Я снова возвращаюсь к "Иронии судьбы".

…Для чего Женя попал в Ленинград? Чему судьба пыталась его научить. Какой шанс ему давала? Что ему нужно было изменить в своей жизни? Как он жил до этого, этот стареющий мальчик?

Что у него было к тридцати шести годам: работа, дом, какое-то личное время.

Работа. Хирург в поликлинике, только в поликлинике. Только самые простые операции. Из-за этого достаточно низкая квалификация. Где-то на уровне хорошего деревенского фельдшера. Больные долго не задерживаются. В столичном городе к тридцати шести годам это не статус. Никакого ощущения собственной незаменимости.

Дом. Мама. Ощущение отношений либеральной мамы с двенадцатилетним умненьким мальчиком. Намеренно и подчеркнуто беспомощным в быту. Ласковым и воспитанным, но делающим только то, что ему хочется. Когда в переездных ящиках нужно найти рюмки к Новому году он тут же делает вид, что бросается на помощь и, конечно, ничего не находит. Но когда столько раз посмотрел этот момент становится отчетливо видно - он и не ищет, так, делает вид. Бывает активная беспомощность?..

Личная жизнь. Разговор с Галей. Первое впечатление - наивный до олигофрении. Типичный интеллигент. Но я же уже столько раз смотрел вторую серию и видел - Женя ведет себя как искушенный бабник. Значит с Галей он неискренний. Играет сам с собой в какую-то новую игру "Женитьба". …А может и не такую уж и новую, может не в первый раз? Раз бабник и раз тридцать шесть лет. …И редкие попойки с друзьями. Судя по тому, как замечательно гладко проходит помывка в бане - сюжет накатан. Не в первый раз они упиваются. Встречаются редко - Женя уже предложение сделал, а его лучшие друзья до сих пор не видели его невесту. …Вялая какая-то личная жизнь. Употребительская. Растительная. Нигде не видно творческого процесса. В Интернете есть такие демоверсии программ. Бесплатно! Практически не отличить от полноценной. Внешне. Только работает очень недолго и выполняет только малую часть декларированного. Но бесплатно! Вот жизнь Жени до начала фильма очень напоминает мне такую демоверсию. И не только Жени. И моя, к сожалению, нередко…

Но вот Судьба взбрыкнула, вышибла Женю из колеи, начинаются чудовищные совпадения. А совпадений не бывает, значит это Знак! О том, что будет Шанс. Женю забрасывает в Ситуацию. Прелестная женщина на излете молодых лет получает возможность устроить свою личную жизнь с "высокорейтинговым" женихом-ипполитом. Жених с невестой в страхе и перед предстоящим изменением жизни, и перед тем, что все ведь может остаться по-прежнему уныло. Женя сначала невменяем, но довольно быстро трезвеет. Хирург всё таки. Посмотри, Женя, как все хрупко! Посмотри, как все легко сломать!! Уходи быстрее, слон, из посудной лавки!!!.. Ты же видишь, ты тут лишний.

Но Женя в новой ситуации, трезвый!, привычно начинает устраиваться с максимальным удобством. Ворочается, круша безжалостно хрупкую обстановку, устраиваясь поудобнее. Напористо охмуряет практически беззащитную учительницу-Надю, выбрасывает фотографию Ипполита, тоном капризничающего двенадцатилетнего мальчика выбирает удобный для себя рейс, а когда ситуация становится угрожающей - поет романтические куплеты или страстно и долго целует непривыкшую к ласке учительницу. Потом уезжает домой и ложится спать. Пробуждение очень романтическое, но он же явно не знает, что делать, как себя вести. Он нежен, но напуган, и это четко видит мама. Отсюда и ее печально-скептическое "поживем-увидим". У него было два шанса - охмурить очередную красавицу (за этим надо лететь из Москвы в Ленинград?) или остановиться, в первый раз в жизни уступить. Не цапнуть то, что плохо лежит…

…Шанс быть (стать, остаться) человеком, или наоборот.

У меня есть собака Ляля. Большая, желтая, не очень умная обжора. Она дворняга, я подобрал ее крошечным щенком и никогда не воспитывал, не обучал специальными обучениями, не дрессировал. Она умеет только лапы подавать. Еду она может достать с любого стола. Но если она остается в комнате наедине с чужой едой, даже лежащей на очень низком столике, она садится рядом ОТВЕРНУВШИСЬ и ждет терпеливо возвращения хозяев. За это время на полу набегает лужица слюны - но ЧУЖАЯ еда в безопасности. Ляля что, не использует свой шанс?

Не хватайте женщину за волосы. Летит мимо и летит. Может она и лысая-то сзади потому, что волосы повыдирали разные Жени. Неинтеллигентно это, Жени!..

Европеец воспринимает мир дуальным. Хорошо/плохо, наши/немцы, путин/буш, кушать хочется/худеть хочется…

Шанс что-то взять и шанс что-то отдать…

Что выбрать? Всегда ли надо брать?

Умеренность - брать то, что нужно и столько, сколько нужно, остальное - во вред.

Каждый шанс, это выбор - быть или не быть…

…А выбора нет.

Я бы изобразил фортуну в виде двух таких же как и раньше женщин, только летевших друг навстречу другу и, наконец, встретившихся прямо передо мной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий